Если Вам необходимо с красивым ландшафтным дизайном заказать свадебный банкет под Киевом Вам необходимо обратиться к загородному ресторанному комплексу Seasons Spa


Необходимо управление репутацией? Компания Invenio Promotion Вам в этом поможет.

 

Подписаться на рассылку новостей

Журнал "Ландшафт плюс"

Национальная Премия
"Украина квитуча"

Партнеры

Центр громадьско-правових ініціатив Феміда

Центр громадьско-правових ініціатив Феміда

пассажирские перевозки

пассажирские перевозки


Избранное

 

Публикации: статьи о Гильдии, членов Гильдии

Публикации Персоналии Сады и парки Литература Ссылки

 

Исторические сады и парки Украины

Арнольд Регель в предисловии к своей знаменитой книге «Изящное Садоводство и Художественные сады», которое он назвал «Садоводство в ряду художеств» пишет: «Все эти вопросы связаны настолько тесно с общей культурой, что садоводству принадлежит весьма почетное место в истории искусств: его развитие шло равномерно с ходом просвещения, и в садах, рельефнее чем где либо, вылился нравственный отпечаток подлежащего народа в каждую эпоху его бытия; тут человек высказался весь, со всеми своими особенностями и наклонностями, мыслями и чувствами, политическими и религиозными понятиями, нравственными началами и общественными взглядами; тут, как в фокусе, отразился весь его духовный мир, и выразился в том, что принято называть стилем». А завершая это эссе, он говорит: «Уже если что можно назвать «мирным завоеванием», то именно садоводство: оно создалось в оседлости и мире, и не выносит войны!».

Уже в наше время, в 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция  ООН по окружающей среде и развитию, а в 1998 г. в Стокгольме – конференция по политике в области культуры в интересах развития. На них была провозглашена недопустимость утраты природного и культурного наследия. Весь мир прислушался к призывам снизить уровень угроз наследию. Мы решили проанализировать, как на этот призыв откликнулась наша страна, понимая, что этот вопрос должен стать необходимостью для каждого человека как проявление инстинкта самосохранения. Однако после пронесшихся над Украиной бурь и ураганов революций, войн, репрессий, различных реформ, имеющих далеко не всегда положительные результаты, мы остро ощутили утрату многих духовных ценностей. Конечно, нам стыдно сегодня слышать, что состояние 80% находящихся на государственной охране памятников истории, культуры и природы характеризуются как неудовлетворительное и нуждается в принятии срочных мер по их спасению. Такие данные свидетельствуют о том, что государственную политику в области сохранения наследия нельзя считать сильной, последовательной, а потому и эффективной. Это является опосредованной угрозой самой государственности в силу постепенной утраты обществом связи с исторической традицией и осознания себя единой страной и единым народом. Можно утверждать, что историко-культурное и природное наследие есть не что иное, как генетический код нации. А это значит – пока все уровни власти не поймут, что состояние и охрана наследия относится к вопросам национальной безопасности, нам трудно будет найти достойное решение обсуждаемых сегодня проблем. Актуальность и необходимость охраны и использования культурного и природного наследия особенно важны в условиях глобализации и обострения проблем человечества. В ответ на вызовы современности и с полной мерой ответственности за конечные результат предстоит выступить государству и обществу в лице причастных к проблематике наследия институтов  Таким может стать институт доверительного управления наследием, как это уже произошло в Великобритании, России и десятках других стран мира.  В нашей стране много авторитетов, которые посвятили свою жизнь изучению и защите культурного наследия Украины: А. Лыпа,  Л.Федоренко, И. Косаревский, Ю.Бондарь, Ю Салатич, Я. Садовенко, Ю. Нельговский, Ю. Клименко, С. Кузнецов, В.Черняк. Мы предоставляем право открыть эту тему Ивану Родичкину, к сожалению покинувшему нас в 2000 году, но успевшему завершить уникальное исследование «Старовинні маєтки України». 

Жирнов А.Д.
(журнал Благоустройство и ландшафт № 3/2007)
[email protected]

<< Вернуться к списку статей

Вода – паркообразующий фактор

Проблема создания культурного ландшафта связана с универсальной проблемой пространства. Пространство в парке становится явью за счет возможности воспринимать его открытые формы, созданные водой и полянами. Об этом исчерпано сказано в Библии. Если в преддень творения «земля была безвидна и пуста», то, чтобы сделать ее «явью», наполнить, Бог «создал твердь посреди воды», которая «отделяет … воду от воды». Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на земле. Вода наделена множеством уникальных свойств: поддерживать жизнь, вносить в пейзаж динамику, дарить прохладу и мощную энергию, обладать информационной памятью, символикой, чувством времени и многими другими. Кроме того, вода – будь то озеро, пруд, река, ручей – являются душой ландшафта. Поэтому всегда люди относили воду к привилегированному элементу ландшафта. Поэтому вода всегда была паркообразующим фактором и все знаменитые парки обязаны своей славой прежде всего воде. Основа магического воздействия виллы д´Эсте в Италии и Алькасара в Испании принадлежало каскадам и фонтанам, художественный образ парка Монрепо на севере России определила живописность изрезанных бухт и полуостровов залива. Созданные рукотворной геопластикой водные акватории и холмы парка в Тростянце поражают живописностью своих пейзажей. Неожиданные водные эффекты излома речки Рось, живописными каскадами пробивающими себе путь через скальные породы и валуны украшают парк в Корсуне-Шевченковском. Памятником человеческой фантазии в использовании воды, превратившей речку Камянку в природную иллюстрацию Гомеровской Одиссеи можно считать парк Софиевку. Включение воды в структуру ландшафтного объекта, максимальное раскрытие ее свойств – индекс высокого качества среды отдыха, релаксации, психологического равновесия, размышления. Каждый из известных парков  Украины может стать великолепной реальной школой использования воды в паркостроении… 

Жирнов А.Д.
(журнал Благоустройство и ландшафт №9/2008)
[email protected]

<< Вернуться к списку статей

Челси 2007 – начало большого разговора

Во время визита в Лондон и особенно после возвращения в Киев одолевают вопросы: почему у них так, а у нас эдак? И как на этот вопрос ответить коротко? Задача не простая, но мы попытаемся. Прежде всего, Лондон и лондонцы, их отношение к паркам, которые в отличном состоянии и являются эмблемой города наряду с Биг-Беном, Букингемским дворцом и Тауэром. Все парки Лондона Королевские – уже одно это обязывает и воспитывает. Всем известна любовь к паркам англичан, деликатное сотрудничество с природой, мощный институт волонтеров, которые раз–два в неделю помогают ухаживать за растениями. Классика ландшафтной архитектуры - заповеди Гертруды Джекилл, организация Международной федерации ландшафтных архитекторов Джеффри Алан Джеллико, живой учебник ландшафтного дизайна – Джон Брукс заставляют низко поклониться и внимательно изучать их творчество на пользу свою. Лондон здорово заряжает спокойствием, уравновешенностью, продуманной организацией транспорта, старинной и современной архитектурой, находящейся в полной гармонии. Знаменитый 180 метровый «огурец» Норманна Фостера (Башня Свисс Ре) совсем не нарушает гармоничный силуэт старого Лондона, хоть и построен среди совершенно разностильных зданий. А стеклянная полусфера Новой ратуши Лондона (Greater London Authority Вuilding) чудесным образом осовременила южный берег Темзы прямо возле Башенного моста. Демократичность в архитектуре мерии продемонстрирована возможностью подняться по 500-метровой рампе на открытую террасу на крыше здания, которую прозвали «Лондонской гостинной». Энергоэкономичность зданий потрясает, экологический подход к проектированию и специальные компьютерные программы позволили создать лондонцам еще несколько образцов наноархитектуры, которые достойно встали в ряд с Павильоном воды в Голландии, центром Бобур в Париже, музеем Гугенгейма в Бильбао или проектом Национальной библиотеки в Праге. Может показаться странным такое начало рассказа о Chelsea Flower Show 2007, но об этом ниже.

О знаменитой Челси-шоу, проводящейся ежегодно в мае уже на протяжении боле 140 лет в Лондоне, сначала с 1862 года в Кенсингтоне, а с 1912 года на территории Королевского госпиталя в Челси написано уже очень много. Выставка в Челси – одно из важнейших событий мира садоводства и мы постараемся подробно рассказать Вам о конкурсных садах, представленных в Челси в последующих номерах журнала. В этом номере мы развернем фото-сайт выставки и проанализируем это явление в общем, отметим ту пользу, которую нам необходимо из него извлечь. Проекты в отборочную комиссию подаются за 18 месяцев до ее проведения и должны четко соответствовать одной из пяти номинаций: большой сад, городской сад, сад в стиле модерн, сельский палисадник, внутренний дворик. Тема композиции выбирается автором. Участие профессионального архитектора или дизайнера в проекте - обязательное условие. Территория выставки ограничена – поэтому отбор участников жесткий, иногда участником в номинации становится один из десяти, а всего участников выставки 2007 было около 600. Сам факт участия в выставке – это признание профессионализма экспонента. Практически никто из участников не остается без наград. За день до официального открытия выставки Королевой Великобритании, работы анализирует оценочная комиссия. Критерии оценки просты: качество, сочетание и декоративность посадок, выразительность композиции, сбалансированность дизайнерского решения, оригинальность, решение конструкций и др. Команду судей (списки не публикуются) определяет Королевское садоводческое общество, возглавляемое сэром Ричардом Кэрью Поулом (2001-2006), Питером Бэкли (2007) который имеет право и от своего имени присудить приз за лучший сад. Благодаря патронажу королевской семьи и лично Королевы Великобритании статус Челси очень высок. Участие в выставке требует больших средств, поэтому четко работает институт спонсоров, сведения о которых необходимо своевременно предоставить устроителям. Спонсор сада - экспоната является полноценным участником выставки, о которой ведутся постоянные репортажи и отчеты по телевидению и в прессе, так что потратившие на строительство сада значительную сумму спонсоры, в результате рекламной компании остаются в выигрыше, сэкономив пару миллионов долларов. Telegraph Media Group, шейх Абу Даби Зайед Бин Султан Аль Найан, садовый производитель «Bradstone», производитель шампанского Laurent-Perrier, The Bank of Sweden, Royal Bank of Scotland Group, Bank of China и другие именитые спонсоры и их дизайнеры получили много пользы от участия в шоу. Имея в виду стоящие перед ландшафтными архитекторами и дизайнерами Украины задачи проведения выставок и фестивалей садов, считаем, что эта английская традиция чрезвычайно полезна и поучительна.

Сегодня ландшафтный дизайн базируется на трех «китах»: форма, символ, цвет. Все это присутствовало на Челси – великолепно была представлена цветовая гамма года – сине-фиолетовые тона с вкраплением красных, от символики захватывало дух - квартира астронавта, сад исследований лечения раковых болезней, Сад Эмнести Интернешнл за человеческие права, и т.д. Но форма, форма поражала своей не современностью – жесткая геометрия планировок садов и малых архитектурных форм, за небольшим исключением японских и китайских, которые совсем не соответствуют духу времени, духу прекрасных английских парков и той талантливой современной застройки Лондона, о которой мы рассказали в начале статьи. Рассказы о конкретных конкурсных садах читайте в следующем номере, а пока наслаждайтесь фотографиями с выставки.

Жирнов А.Д.
(журнал «Благоустройство и ландшафт»№6/2007)
[email protected]

<< Вернуться к списку статей

Челси 2007. Восточные сады. Продолжение большого разговора.

Я не поклонник восточного садоводства, но читая отзывы на Шоу Челси 2007, невольно задумываешься, почему их замалчивают, это сознательно или случайно.

Китайский сад на Челси 2007 стал визитной карточкой Восточного садово-паркового искусства. Небольшая, мастерски сделанная композиция вобрала в себя тысячелетия, безграничность и современность ландшафтного искусства Китая, передавая Европе большой поклон и напоминая, что основное предназначение садово-паркового искусства, не реклама фирм, а формирование настроения, возможности оторваться от повседневной суеты, приобщится к вечной и изменчивой жизни природы. В истории развития садово-паркового искусства уже был такой момент, когда бестселлер Уильяма Чемберса (1759) «О восточном садоводстве» дал Европе возможность круто повернуть к пейзажному паркостроению. Однако влияние китайского садово-паркового искусства было весьма поверхностным и сказалось только в том, что в садах и парках появились китайские и японские элементы композиции- павильоны, мостики, проникающие окна. Философия восточного искусства не была понята в Европе, а поэтому пейзажные сады влияли больше на форму, чем на содержание садово-паркового искусства. Действие картин и символов китайского сада аналогично действию музыки, оно вырывает человека из-под власти реальности, погружает в размышления. Китайцы на Челси, в этой многотысячной массе посетителей, волшебством своего искусства создали удивительный безразмерный сад, который впитал все основные принципы и традиции древнего искусства, которые поразили еще первых европейцев, посетивших Китай, и которые восторженно описывал Марко Поло в ХУ111 веке. Китайцы творчески воссоздавали природные ландшафты своей страны с применением следующих принципов: инь – действовать в зависимости от местных условий, цзе – максимально использовать окружающую природу; определять главное и второстепенное; применять контраст – большое и малое, широкое и узкое, высокое и низкое; в малом добиваться большого эффекта; стремится к достижению гармонии пропорций и последовательному раскрытию видов; учитывать фактор времени при восприятии пейзажа. В представленном на Челси послании из Китая выписаны все характерные особенности: активное использование камней и водных поверхностей, большое количество и продуманное размещение малых архитектурных форм высокого качества и выраженного характера, тщательный подбор декоративной растительности для создания определенного, заранее продуманного пейзажа.

Не меньше поразили посетителей выставки и несколько японских фирм. Японцы, в отличие от китайцев, традиционно продолжают эксплуатировать сад-картину, рассчитанную не на прогулки, а на обозрение. Выставочные стенды этому способствуют. Прояснение сущности природы, законов ее жизни, осознание которых и приводит к гармонии человека и природы – как современно и экологично, просто рецепт для выживания. «Не подчиняясь стилевым признакам архитектуры, что было свойственно европейскому «ландшафтному мышлению», восточные сады оказались вневременным явлением, органично существовавшим в культурном контексте разделенных веками эпох». И этот феномен ярко проявился в представленных экспозициях, подкупая посетителей своей удивительной, погруженной в историю, современностью на фоне растерянной архитектуры Европы – геометрия или наноархитектура. Рекламные экспозиции садов, представленные на Челси 2007 демонстрируют эту растерянность ландшафтных дизайнеров Европы. Исключением является, разве что, композиция «Открытая комната» дизайнера Энди Стерджина (Cancer Ressearch UK Garden) основой которой является 30-ти метровая причудливо извилистая скульптура-лента из гнутоклеенного дуба, проходящая через весь сад, опять таки геометрически выстроенного. Можно думать, что автор проложил эту сложную спиральную дорогу в будущее малых архитектурных форм в саду от уже не очень современных геометрических конструкций. Сад пронизан идеей объединения людей ради будущей полной победой над раком.

Остальные отмеченные жюри сады грешили активным использованием геометрии еще больше. The Savills Garden дизайнеров Маркуса Барнетта иФилипа Никсона, апофеоз тяжелых геометрических блоков, стен и живых изгородей никак нельзя олицетворять с мотивами природных ландшафтов южной Англии, как написано в рецензии.

Сад Nhe Daily Telegraph Darden дизайнеров Габриэллы Папе и Изабеллы фон Грониген геометрию своего сада (идеи Карла Фостера) спрятали в темно-синей и фиолетовой гамме сальвии и других цветов селекции Фостера.

В саду-студии дизайнера Диармула Гэвина The Westland Garden предпринята попытка смягчить архитектурную форму павильона на фоне геометрической планировки, что сразу принесло дивиденды автору.

Экспозиция The Amnesty International Garden for Human Rights вообще представила чистую геометрию деревянных деков и пергол.

И даже лучшему из садов Шоу 2007 дизайнера Сары Эберли «600 дней», перенесшей земной сад на Марс, не удалось избавиться от геометрии, хотя, в общем, сад решен в природном ключе.

Жирнов А.Д.
(журнал «Благоустройство и ландшафт»№7/2007)
[email protected]

<< Вернуться к списку статей

Челси 2007. За калиткой цветочного шоу. Завершение большого разговора.

Впервые на Челси появилась 12 метровая эмблема, сродни Эйфелевой башни или Атомиуму в Брюсселе. Сооружение, похожее на металлический цветок, встречает посетителей у главного входа, называется «Урбанистический сад будущего», авторов Лауры Четвуд и Патрика Коллинза. Авторы постоянно дежурили у стенда и объясняли смысл сложной динамической системы: лепестки цветка, набрав энергию от солнца и ветра, раскрываются, аккумулированной энергии хватает и на полив растений сада. Несмотря на сомнительную эстетику сооружения, сама идея создания эмблемы Челси и его экологическая идеология, взгляд в будущее привлекли большое внимание посетителей.

Использование космических разработок для сохранения ресурсов – тематика Челси 2007. Она прозвучала еще в одной формальной композиции «Вечный сад». Пирамиды, задающие тон композиции, на самом деле солнечные панели, которые полностью обеспечивают сад энергией. Тут же интересное противопоставление красивых  габионных конструкций и традиционных деревянных ограждений.

И, тем не менее, толпы посетителей стояли у садов-кантри, которых на наших выставках становится все меньше. Англичане традиционалисты, народные сады очень любят, их обходит жюри, думаю, что зря. Сады кантри – это неисчерпаемая тема для творчества, и не обязательно это плетни с керамическими горшками, но и душа, и традиция, и фольк, как любят говорить в Европе. Часто эти сады проявляют себя в свободной планировке, применении любимых цветов и растений, наконец, в знаковой системе. К саду старого крестьянина Джеффри Вайтена с полуразрушенной телегой, заросшим прудом нельзя было протолкнуться, ему даже дали серебряную медаль, но потому, что он продавал свой сад под идеей утилизации отходов, мол, с испокон века крестьяне ничего не выбрасывали. К сожалению, не прозвучала идея зеленого туризма, когда городской человек отдыхает душей и телом среди этой сельской идиллии. Потрясает сходство английского и украинского народного сада и опять возбуждаешься от вопроса, а что же это такое – украинский национальный сад, неужели он утонет в девятом вале глобализации, так и не сформировавшись, как определенное явление. Мы опубликовали в №7 нашего журнала статью и проект студентки Института дизайна и ландшафтного искусства об использовании трипольской символики в ландшафте, прочитайте ее.

Я не встретил на выставке семантического сада ни одной нации, кроме Китая и Японии, представленной на Челси, а ведь география участников растет, и даже российский сад, «Городской рай» Карина Лазарева, прорвавшийся на  выставку, представлял собой философскую спираль без единого намека на русские традиции. Думаю, что это влияние жюри выставки, которое находится в отрыве не только от народных предпочтений, но просто заблудилось в себе, отдав приоритет не глубокому художественному поиску, а формальной рекламе фирм, которые профинансировали создание композиций.

Полисад «Старая калитка» дизайнера Адама Вулкотта переполненный ностальгией и очень реалистичен, тема дикарей в стране образцовых газонов, которые находятся за калиткой, заставляет задуматься о будущем паркостроительства.

Новомодные влияния шоу никак не сказываются на английских парках, которые находятся за калиткой Челси. Секрет очарования английских парков в любви, постоянном и тщательном  уходе. Трехсотлетние сады и парки никто не пытается переделывать в соответствии с модой – их реставрируют и поддерживают в первозданном виде.

Одну из достопримечательностей Лондона – сад на крыше, которому более 70 лет описал В.Панкратов. Там обитают розовые фламинго; и это не просто растения в горшках, а клумбы, водяной каскад и ручей с гротом. Крышу не переделывали, а с самого начала спроектировали дом с необходимыми несущими конструкциями и гидроизоляцией. Интересно, знаком ли c этим садом почтенный Энтони Самуэльсон, создавший сад на крыше, кстати, впервые на Челси. Сад – озорной китч из случайных предметов в стиле модного течения «находки».

Англия – законодательница моды в садоводстве и главенствующая тенденция – свободная планировка и природные формы. Последнее увлечение британцев – запущенный, естественный сад с «дикарями и сорняками». «Сорняки – понятие условное; краснолистная лебеда, золотисто-пестрая полынь, пестролистный хрен и другие «дворняжки» более устойчивы и растут гораздо быстрее своих культурных собратьев. При этом золушки превращаются в настоящих принцесс» – писал В.Панкратов. С ним согласен и автор этих строк, побывав на Челси, не забудьте заглянуть за калитку и увидеть истинное искусство. О садах Англии мы еще поговорим.

Жирнов А.Д.
(журнал «Благоустройство и ландшафт»№7/2007)
[email protected]

<< Вернуться к списку статей

Хождения Андрея Первозванного

Перенеситесь мыслию в пустыню: там вы увидите
дивное и славное видение. Очистим сердца свои,
сделаем себе голубиные крылья и полетим,
посмотрим на жилища оных мужей, которые оставили
шумные города  и возлюбили лучшие горы и пустыни.
Преп. Ефрем Сирин

За последние несколько лет вышли содержательные книги о монастырских садах. Эпиграфом одной из них мы приглашаем вас совершить путешествие по садам монахов, которые оставили немалый след в истории садового искусства всех времен и народов. Святой апостол Андрей Первозванный, почитаемый киевлянами за указание места на котором быть Киеву: «Верьте мне, что на этих горах воссияет благодать Божия: здесь будет великий город. Господь просветит эту землю святым крещением и воздвигнет здесь много церквей», проповедовал Евангелие от Черного моря до Валаама. И появлялись на его пути пустыни, монастыри, скиты и обители. Разводились в них сады как образы рая на земле: «И произрастил Господь Бог на земле всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.… И взял Господь Бог человека и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его».  Особенностями традиционной украинской архитектуры является ее экологичность, развивающаяся на основе связи с природой в отличие от ориентации на урбанизированную среду. У истоков этой идеологии были монастырские сады и средневековые сады любви возле городских и монастырских укреплений. Сохранилось описание Киево-Печерской Лавры: «Келии, красивые и чистые, с широкими окнами, выходили в отдельные садики… Со стороны монастыря, в улице, были расположены два прекрасных сада, в них живые изгороди из растений вроде желтого жасмина, с ягодами похожими на виноград, виноградники, дававшие хорошее красное вино, и массы ореховых, абрикосовых и тутовых деревьев». На развитие монастырского садового искусства оказали влияние труды ученых античного мира, посвященные технике обработки земли и приемам композиции парковых пространств. Размеры садов - клуатров, создаваемых в пределах монастырских укреплений вынуждало монахов больше внимания уделять деталям и внутренний сад стал единственным связующим звеном между отшельниками и природой. «Монастырский сад стал искусством создания бесконечных комбинаций из более-менее постоянных элементов, использование которых придает индивидуальность каждому саду…. Это каноническая форма ландшафтного искусства, которая является составной определенной художественно-философской системы, имеет свое символическое и семантическое содержание, свое отражение понятий христианства в ландшафтной архитектуре. Можно выделить следующие особенности садового строительства средневековья: отгороженность, геометричность планировки, рядовые посадки и стрижка деревьев, лабиринт, символика, четкая идеологическая ориентация и многое другое, чего не достает паркостроению сегодня..

Вергунов А.П., Горохов В.А. Монастыри. Природа и люди. - М.: Издательство журнала «Москва», 2006. = 624 с.
Дида І.А. Екологічні основи традиційної української архітектури: Монографія. – Львів: Видавництво Національного університету «Львівська політехніка», 2009. – 332 с.
Тарас В. Монастирські сади Галичини (Х – середина ХІХ ст.). – Львів, 2006. – 276 с.
Вергунов А.П., Горохов В.А.Вертоград. Садово-парковое искусство России. М.,1996.432 с.
Формирование зеленіх насаждений при памятниках Древней Руси/ Н.Д.Успенская, Ю.А.Клименко, С.М.Кузнецов, И.А.Давіденко/ - К.: Наукова Думка,1991. – 112 с.

<< Вернуться к списку статей

сайт создан компанией веб студия