Если Вам необходимо с красивым ландшафтным дизайном заказать свадебный банкет под Киевом Вам необходимо обратиться к загородному ресторанному комплексу Seasons Spa


Необходимо управление репутацией? Компания Invenio Promotion Вам в этом поможет.

 

Подписаться на рассылку новостей

Партнеры

Центр громадьско-правових ініціатив Феміда

Центр громадьско-правових ініціатив Феміда

пассажирские перевозки

пассажирские перевозки 

Персоналии

Леонид Иванович Рубцов

«Для того, чтобы охватить садовое искусство во всем объеме, надо быть одновременно художником, поэтом, архитектором и садовником», – вспоминаем слова Эдуарда Андре – выдающегося французского ландшафтного архитектора. Как непросто удовлетворить этим требованиям.

Леонид Иванович Рубцов в достаточной степени им соответствовал. Более того — в некотором смысле даже как бы развивал и углублял требования, выдвинутые Андре.

Прежде всего, это крупный ученый, профессор, доктор биологических наук, а значит владеющий обширным объемом знаний по биологии растений. Как известно, это солидная и необходимая основа для творческой работы в ландшафтной архитектуре.

Л.И. Рубцов работал в области дендрологии, селекции, семеноводства, цветоводства. Его научные интересы охватывали широкий круг вопросов — биологические основы создания культурных фитоценозов; интродукция растений, эстетика и долговечность деревьев и кустарников, проектирование парков, классификация садово-парковых ландшафтов, аранжировка цветов и способы продления их жизни в срезе. Как видим, Л.И. Рубцов представлял собой редкую сегодня личность ученого, работающего одновременно в области биологии растений, ландшафтоведения — с одной стороны и в области садово-паркового искусства с другой.

Л.И. Рубцову принадлежат более 50 трудов, среди которых 14 книг. Убеждена, его работы необыкновенны, и сейчас они отличаются новаторским подходом, находясь на передовой науки. Кроме того, они ценны своей целеустремленной практической направленностью. Его работы емкие, богатые собственными наблюдениями и мыслями. И в то же время дают толчок для будущих теоретических разработок. Некоторые из научных результатов, а именно: Л.И. Рубцов работал в области дендрологии, селекции, семеноводства, цветоводства. Его научные интересы охватывали широкий круг вопросов — биологические основы создания культурных фитоценозов; интродукция растений, эстетика и долговечность деревьев и кустарников, проектирование парков, классификация садово-парковых ландшафтов, аранжировка цветов и способы продления их жизни в срезе. Как видим, Л.И. Рубцов представлял собой редкую сегодня личность ученого, работающего одновременно в области биологии растений, ландшафтоведения — с одной стороны и в области садово-паркового искусства с другой.

Л.И. Рубцову принадлежат более 50 трудов, среди которых 14 книг. Убеждена, его работы необыкновенны, и сейчас они отличаются новаторским подходом, находясь на передовой науки. Кроме того, они ценны своей целеустремленной практической направленностью. Его работы емкие, богатые собственными наблюдениями и мыслями. И в то же время дают толчок для будущих теоретических разработок. Некоторые из научных результатов, а именно: принципы выбора и композиции растений, а также классификация садово-паркового ландшафта помогают нам при разработке проекта избежать безграмотности, хаоса и эклектики, а в общем, выдержать планку высокой экологической культуры при создании садов и парков. Леонид Иванович прекрасно знал природную флору различных регионов СССР. Привлекали его также старинные парки. Он их тщательно изучал и анализировал. Например, парки Винницкой области, а также парки «Тростянец», Алупкинский, Сухумский ботанический арборетум, древние парки Китая.

Л.И. Рубцов плодотворно занимался селекционной работой. В соавторстве с В.Г. Жоголевой и Н.А. Ляпуновой вывел новые сорта сирени: «Полтава», «Огни Донбасса», «Тарас Бульба», «Богдан Хмельницкий». За эти сорта в 70-е годы в Чехословакии авторы были награждены золотыми медалями.

Теперь о Л.И. Рубцове как о практике. С его именем связано проектирование и создание в натуре целого ряда крупных ландшафтных объектов: нового парка в Аскании - Нова, национального парка на острове Хортица. Он участвовал также в создании ботанических садов в Минске, Екатеринбурге, Виннице, Сухумского арборетума (японо-китайский и гималайский участки), японский сад в Киевском торгово-экономическом институте. Но главный объект его деятельности — Национальный ботанический сад им. Гришко НАН Украины в Киеве, которому он посвятил тридцать два года своей жизни. Л.И. Рубцов — автор и руководитель работ по созданию самой популярной и ценной части ботанического сада. Это знаменитый Сад сирени, горный сад, коллекция берез, кониферетум, сад магнолий, чубушников, пионов, форзиций, вьющихся растений, композиция из гинго и туи западной и другие.

Участвуя в проектировании бот. сада, мастер тщательно подбирал участки под коллекции, наполнял их живым содержанием и в итоге превращал их в произведения садового искусства. В 1967 году эта работа Л.И. Рубцова была отмечена дипломом Союза Архитекторов СССР. Заметим также, что Л. Рубцов состоял членом Союза Архитекторов СССР, избирался председателем секции ландшафтной архитектуры, членом Ученых советов Ботанического сада АН УССР, сельскохозяйственной Академии УССР, Киевского инженерно-строительного института.

Так вот, создавая ботанические коллекции, мастер ставил задачу и осуществлял ее как зодчий-профессионал. Одаренный архитектор свободно оперировал пространством, владея им. Он создавал среду одновременного обитания растения и человека. Более того, при помощи особой организации пространства мастер прогнозировал настроение, таким образом формируя высоко эстетическое восприятие у зрителя.

Осуществляя на практике системный принцип размещения растений, Л. Рубцов подходил к этому творчески, на уровне садового искусства. Он своеобразно осуществил принцип: наука через искусство. С тонким художественным вкусом отбирая части ландшафта и композиционные приемы, мастер поднялся до образности коллекций, Частично нарушая системность путем включения в коллекцию растений из другого семейства, рода, вида, он, таким образом, выявлял и подчеркивал характер основного выставляемого растения. Примером может служить композиция из гинго и туи западной. Сад сирени – это не просто коллекция, это спектакль на тему сирени, поднимающийся до симфонического звучания. Налицо – блестящее построение композиции на площади 1,5 га из 1567 кустов.

Сильной стороной профессионального мастерства Л. Рубцова как архитектора является его безошибочное чувство масштаба. Пример: коллекция хвойных. Здесь зодчий при помощи равновесия объемов при свободной посадке добился соразмерности и единства всех частей композиции. Это непросто. И не все специалисты сегодня в полной мере владеют этим мастерством. В итоге каждому дереву зодчий нашел свое место и создал цельную композицию из большого числа видов хвойных разных цветов и оттенков, формы и величины кроны. У мастера было свое, собственное чувство масштаба, что выражалось в применении непривычно укрупненных, групповых посадок при показе одного вида (рода). Любил он также букетную посадку. А его горный сад! Здесь и удачно найденный масштаб, и свободное владение пластикой земли, и тонкий изящный рисунок холмов, и знание природы камня, а потому и естественность каменных композиций. Все это дает возможность высоко оценить профессиональный уровень зодчего, а данную модель высокогорного ландшафта оценить как не имеющую себе равных на территории бывшего Союза (жаль, что некоторые детали зодчий не успел закончить). А вот о Леониде Ивановиче как о художнике можно говорить много. Боюсь, что эта грань творчества не достаточно изучена, она требует отдельного исследования и рассказа.

Он умел видеть. Видеть больше и глубже, обладая сверхчувствительностью, обостренным чувством цвета, его различных оттенков (собственно, как мы знаем, это и отличает художника от других людей). Ярким подтверждением сказанного являются все его коллекции, а также книга «Деревья и кустарники в ландшафтной архитектуре». В этой книге автор раскрывает богатство форм декоративных растений, их художественную выразительность, силуэт, колорит не только растения в целом, но и отдельных его частей: ствола, плодов, соцветий и др. В итоге он дает классификацию декоративных качеств деревьев и кустарников. А сведения о характере эмоционального воздействия различных растений на зрителя буквально рассыпаны по многим его работам. Мастер не только раскрывает художественный облик отдельного растения, но и красоту их сочетания друг с другом (по Л.И. Рубцову – физиономический принцип сочетания растений), в основе которого – гармония формы, цвета, всего внешнего облика растений.

Талант художника дал возможность мастеру создавать живые многоплановые картины, построенные по всем правилам живописного мастерства. Он рисовал не красками, а целым комплексом средств, в том числе растительностью, изменяющейся во времени. В этом все отличие. Вспомним его знаменитую «японскую перспективу» в бот. саду. Так назвал ее сам автор. И вот почему. Как-то с видимым удовольствием он рассказал мне следующее. Однажды к нему в гости приехали ландшафтные архитекторы из Японии. Он показал гостям весь бот. сад. Японские специалисты воспринимали сад внешне бесстрастно. Но вот, когда Леонид Иванович показал вид, открывающийся из-под арки розария на Днепр, с первым планом из туи и можжевельника, а вторым планом — из пихты и тиса ягодного, гости буквально замерли. Так простояли в молчании, не шелохнувшись, довольно продолжительное время (даже несколько смутив хозяина). Затем, как бы взорвавшись, эмоционально выразили свое восхищение, назвав эту картину самой ценной в саду.

Говоря о ботаническом саде в целом, художник, используя богатое местоположение сада, выявил потенциальные точки обзора и построил целый ряд видов и панорам, представив их зрителю как картины.

И, наконец, Леонид Иванович не только любил и знал поэзию, не только часто читал отрывки наизусть, он чувствовал внутренний, глубинный ритм построения стиха, его мелодию, музыку в целом. И что очень важно, вот этот ритм он сознательно применял при построении растительных композиций. Примером может служить композиция из гледичии и орехов, которую он называл «танцующими великанами». Показывая ее мне, он неизменно с удовольствием читал отрывок из «Полтавы», обращая внимание на пушкинскую троичность в перечислении. Такой принцип перечисления автор применил и в построении данной композиции. Или другой пример. Березовая коллекция. При восприятии ее взгляд скользит от вершины берез по тонким облиственным ветвям, ниспадающим до самой земли, затем свободно переходит на большую зеленую поляну и уходит вдаль к Лаврской колокольне. Добавим игру света и тени ажурной листвы, белые стволы, изящные очертания кроны... Такую картину мог создать только художник, обладающий поэтической душой. Зная уровень упадка садового искусства в прошлом в нашей стране, специалисты могут по достоинству оценить несокрушимую творческую силу автора коллекций бот. сада, который в этих условиях сумел создать произведения садового искусства.

Сегодня с полным правом их можно назвать рукотворным памятником художнику в Киеве. А имя Леонида Ивановича Рубцова можно отнести к когорте классиков ландшафтной архитектуры.

В.И. Мешкова,
ландшафтный архитектор, г. Киев

<< Назад

сайт создан компанией веб студия